Отрывок из статьи Ара Абрамяна
«Армения перед угрозой национальной катастрофы»
На протяжении веков, не имея государственности, армяне смогли сохранить свою национальную идентичность благодаря мужеству, стойкости, коллективной силе воли и вере в Бога. В 1991 году независимость досталась нам ценой непомерных потерь и лишений.
Все, что происходило в жизни армянского народа с конца 80-х годов прошлого века, было связано с Карабахским вопросом. Следует отметить, что и до этого, в советский период, вопрос о праве карабахских армян на самоопределение не раз поднимался - и в 20-х годах, и в 30-х годах прошлого века, и позже, поскольку Нагорный Карабах, никогда не являясь частью Азербайджана, рассматривался как аннексированная и спорная территория, проживание там под управлением Баку всегда несло в себе экзистенциональную угрозу армянскому населению. Но всякий раз это расценивалось как «буржуазный национализм» и оборачивалось расстрелами, массовыми репрессиями и депортацией. Следствием этого стали убийства коммунистических руководителей Армении: Мясникова, Тер-Габриеляна, Ханджяна. После окончания Великой Отечественной войны первый секретарь ЦК КП Армении Г. Арутюнов обратился с письмом к Сталину. После смерти Сталина вопрос о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией ставился перед Хрущёвым, Брежневым, Андроповым, Черненко. В эпоху перестройки вопрос также поднимался, но снова армянскую сторону обвинили в национализме, уволили руководство Армении – К. Демирчяна, а затем С. Арутюняна и т.д.
После образования независимой Республики Армения в том вопросе удалось достичь серьезных достижений, но очевидные успехи, в том числе и военные, увы, так и не смогли закрепить дипломатически и продвинуться в направлении международно-правового решения, которое привело бы армян Карабаха либо к независимости - в качестве второго армянского государства, либо к присоединению к Армении, - в качестве неотъемлемой её части.
Вовремя проведённая политика по укреплению экономической и военно-политической мощи Армении и усилению международной деятельности по развитию дружеских связей с союзниками и по пресечению идущих в разрез с международными нормами действий Азербайджана позволила бы рассчитывать на получение для Карабаха международно-признанного полунезависимого статуса. Подобный вариант предложили сопредседатели Минской группы ОБСЕ в 2019 году, но Пашинян проигнорировал это предложение, - ведь он, как показало развитие событий, пришёл во власть не для решения Карабахского вопроса в пользу армян, а для того, чтобы сдать Карабах Азербайджану, и тем самым этот вопрос закрыть. Он и сам в июне 2025 года публично признался, что в 2022 году Карабах Азербайджану был сдан «с опозданием», подтвердив тем самым, что уже на момент прихода во власть он принял решение избавиться от него. Для этого потребовалось ослабить и деморализовать армию, рассориться с союзниками, а после - довести дело до войны и масштабного военного поражения. К 2020 году, к началу 44-дневной войны, он смог добиться многих из этих целей. Действия армянских властей после начала боевых действий превратились в череду откровенного провала по всем вопросам, правильное и своевременное решение которых могло бы не допустить такого сокрушительного поражения.
Вершиной этого стал отказ Пашиняна от предложения Путина в октябре 2020 года приостановить боевые действия, вернуть Баку пять освобожденных районов, сохранив при этом Лачинский и Кельбаджарский коридоры и всю территорию Карабаха вместе с городом Шуши, где предполагалось совместное проживание армян и азербайджанцев. Своей задачи по полной сдаче Карабаха и окончательному «решению» этого вопроса он достиг уже в 2023 году, фактически способствуя проводимой Алиевым блокаде Карабаха и последовавшей этнической чистке 120 тысяч карабахских армян, которым пришлось переехать в Армению, оставив свои дома, имущество, древнехристианские церкви и культурно-исторические памятники и ценности, созданные и эффективно работающие предприятия на десятки миллиардов долларов.
Хотя сегодня, после больших потерь и трагического поражения дух народа в значительной степени сломлен, нет сомнений, что как карабахские армяне, так и всё мировое армянство не считают карабахский вопрос закрытым. Азербайджану не под силу будет «переварить» армянские святыни Амараса, Гандзасара, Дадиванка и многих сотен других памятников армянской духовности. Придёт время, созреют условия, и народ вернёт себе всё, что ему по праву принадлежало в течение трех тысячелетий. Первым шагом в этом направлении должна стать борьба за возвращение незаконно пленённых и осуждённых военно-политических руководителей Карабаха, которые за почти тридцать лет после распада СССР и утверждения независимости Республики Арцах, превратили свою малую родину в цветущий край.
После развала Советского Союза и крушения социалистической системы, на пост-советском пространстве наметились две тенденции. В некоторых бывших республиках СССР, как и пост-социалистических странах Восточной Европы, сами руководители компартий объявили себя демократами, сохранили власть и, используя свои знания и навыки, пытались осторожно и не спеша осуществлять рыночные преобразования в экономике и создавать новые институты в организации политической жизни на основе новых ценностей. Однако, в других республиках, недавно обретших независимость, как и в ряде восточноевропейских стран, к власти пришли люди фактически с улицы - участники и сторонники проведения революционных преобразований старых институтов и ценностей. Армении в этом отношении не повезло, она оказалась в числе государств, где у власти оказались (за редким исключением) популисты, активисты массового антикоммунистического протеста. К сожалению, они не обладали необходимыми профессиональными качествами и квалификацией руководителей, чтобы добиться сохранения того ценного наследия, которое досталось от Советского Союза. Но если первые постсоветские руководители Армении, не обладая достаточными навыками для эффективного управления в новых условиях, хотя бы в какой-то степени понимали азы функционирования старой государственной машины и в ходе революционных преобразований пытались учиться науке руководства новой создающейся системой экономических и политических институтов, то из ниоткуда пришедшие во власть в Армении в 2018 году не имели никаких элементарных знаний в сфере госуправления.
Наглядным проявлением этой некомпетентности стало заявление Пашиняна, сделанное в 2019 году о том, что его не волнует, как и что обсуждали его предшественники в переговорном процессе по Карабаху с азербайджанцами и посредниками, сопредседателями Минской группы и что он будет вести переговоры с «нулевой точки». Эта его нелепая позиция привела к тотальному поражению армянской дипломатии, оставив Армению абсолютно изолированной от её реальных и возможных союзников, а следом неминуемо последовало поражение на поле боя в войне с Азербайджаном, Турцией и их союзниками в 2020 году. Пришедшие во власть не имели понимания или не хотели понимать, что даже при самых радикальных революциях с особой тщательностью сохраняются и изучаются документы по международным отношениям, подписанные их предшественниками, так как особый практический интерес представляет вопрос о том, до чего дошли переговоры по тем или иным проблемам и какие обязательства взяли на себя стороны по тем или иным щекотливым для них вопросам. Эти политические неучи, не имеющие отношения к созданию государства, даже не понимали, что необходимо принять и приумножить то наследие, которое они получили, тем более, что, по крайней мере, в дипломатической сфере, в отношениях с Азербайджаном это наследие было в пользу армянской стороны.
Таким образом, начав переговоры со своей позиции, Пашинян привёл Армению к тяжелому поражению в войне с Азербайджаном, затем к полной потере Карабаха, а сейчас, прикрываясь демагогическими идеями о якобы наступившей «эпохе мира», готовит почву для сдачи значительной части Армении Азербайджану.