Бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян отметил, что 7 июня 2026 года граждане Республики Армения примут участие в парламентских выборах, которые практически определят руководство страны на ближайшие пять лет.
Однако, по его мнению, задолго до того, как будет опущен первый бюллетень, «голосование» велось уже другим электоратом — коллективным Западом, Турцией и Азербайджаном.
«Иными словами — «жителями реальной Армении». Их предпочтения открытые, системные и договорные по своей природе. Публичная поддержка Николу Пашиняну со стороны вице-президента США Дж. Д. Венса знаменует начало уже ожидаемой и предсказуемой последовательности событий. В мае европейские лидеры прибудут в Ереван с аналогичными сигналами одобрения. Анкара, скорее всего, последует символическими шагами, частично открыв турецко-армянскую границу. Баку может освободить некоторых армянских заложников и подписать мирное соглашение, которое не будет ратифицировано, пока не будут выполнены все его требования».
Каждый такой жест имеет свою цену, и эту цену заплатит Армения.
Для западных столиц приоритетной является стратегическая цель — давно лелеемое стремление снизить роль России на Южном Кавказе, независимо от того, существуют ли у Армении жизнеспособные альтернативы безопасности. Цель Турции также очевидна — обеспечить беспрепятственный коридор, соединяющий Анатолию с тюркским миром Центральной Азии. Цели Азербайджана наиболее конкретны — закрепиться в Сюнике, обеспечить беспрепятственную связь с Нахичеванью и закрепить геополитические последствия этнической чистки в Арцахе.
Воспроизводство действующей власти имеет ключевое значение для реализации этих трех повесток.
Азербайджан также может обоснованно ожидать новые территориальные уступки, изменения Конституции Армении и постепенное, незаметное присутствие азербайджанцев на территории страны. Всё это не требует масштабных военных действий. Оно основано на управляемой дипломатии, международных аплодисментах и наличии послушного партнера в Ереване.
Особая опасность предстоящих выборов заключается не в том, что внешние силы имеют интересы в Армении — это всегда было. Опасность в том, что Армения рассматривается не как суверенное государство, а как управляемая политическая территория, где выборы служат не реальному волеизъявлению, а формальному подтверждению уже принятых решений», — подчеркнул Осканян.









