Приказом министра обороны РА Сурена Папикяна на днях был ликвидирован институт Духовной службы Вооружённых сил РА, действовавший более 20 лет.
Решение было принято в дни, когда в обороте находились разговоры о том, что высокопоставленные военные проводят встречи с полковыми священниками, пытаясь вовлечь их в процессы, направленные против Армянской Апостольской Церкви и Католикоса всех армян.
Полковой священник Духовной службы ВС РА отец Псак Мкртчян также сообщал, что полковых священников и дьяконов приглашали в Министерство обороны на встречу, в которой участвовал и Сурен Папикян.
На вопрос Aysor.am о том, не является ли это попыткой вовлечь армию в политические процессы, отец Псак Мкртчян ответил, что армия — волей или неволей — уже втягивается в них.
«Честно говоря, не могу сказать, делают ли они это умышленно или неосознанно, но факты очевидны: армия, волей или неволей, становится частью всего этого. Логично предположить, что ликвидация института полковых священников обусловлена именно логикой антицерковной кампании», — отметил он.
Говоря о религиозных правах военнослужащих, отец Псак передал позицию Минобороны, согласно которой структура ликвидируется, но деятельность будет продолжена в новом формате.
«Они говорят, что отныне полковые священники будут служить в ином формате. Не могу сказать, насколько эффективным окажется этот формат. Но факт в том, что от этого решения пострадает рядовой солдат, офицер, который ежедневно общался с полковым священником», — подчеркнул священнослужитель.
По его убеждению, новая система не сможет заменить сформировавшуюся годами структуру:
«Очевидно, что это уже не будет тем же самым. Солдат лишается служения хорошо выстроенной, проверенной временем и обладающей большим опытом структуры».
По словам отца Псака, полковые священники получат новые назначения от Католикоса всех армян и продолжат служение в других местах.
«Мы готовы к любому служению. Как распорядится Его Святейшество, так мы и будем служить», — сказал он.
На вопрос о том, оказывалось ли давление на полковых священников, отец Псак ответил:
«Не знаю, как вы представляете давление. Конечно, нас не задерживали и не арестовывали, но церковь Святой Богородицы в Канакере, принадлежащая Духовной службе ВС, охранялась автомобилем Военной полиции, что является беспрецедентным».
По его словам, эта охрана продолжается и сейчас:
«В гражданской одежде, на машинах, они несут круглосуточное дежурство. Если это давление — значит, мы "под давлением". Но мы не видим в этом проблемы: люди выполняют свою службу. Церковь является собственностью Матери-Церкви, и мы здесь совершаем служение», — отметил он.
Отец Псак сообщил, что не располагает информацией о реакции военных на решение Минобороны, однако предполагает, что оно будет воспринято с сожалением:
«Думаю, все воспримут это с сожалением. Бог милостив, будем надеяться, что времена изменятся и мы вновь вернёмся к своему служению. Для Бога нет ничего невозможного».
Говоря об уголовных преследованиях в отношении епископов, отец Псак отметил, что испытывает глубокую боль и сожаление:
«С точки зрения здравой человеческой логики можно предположить, что всё это происходит накануне Собрания епископов и связано с антицерковными процессами. Полагаю, предпринимается попытка воспрепятствовать проведению Собрания епископов», — заключил он.









