Foto

Как грабят армянскую железную дорогу - Самвел Саакян

Интервью с предпринимателем Саакяном Самвелом

- Господин Саакян, Вы несколько раз в прессе выступали с разоблачениями, связанными с Южно-кавказской железной дорогой, обращались также к правоохранительным органам. Я хотел бы знать- на какой стадии Ваши заявления. Премьер министру обратились или нет? В условиях новых властей изменилось отношение в этом вопросе?

- Заявления переданы правоохранительным органам, они уже получили соответствующий ход, возбуждено уголовное дело. Да, премьер министру тоже обратились. После чего, сотрудники правительства, получившие от руководителя страны соответствующие указания, проявляют очень объективный, последовательный и профессиональный подход к этому делу. Результаты увидите.

- Возможно ли, что результатом всего этого являются действия, проведенные недавно со стороны Комитета государственных доходов РА на объектах ЮКЖД? Имеют ли эти действия правоохранительных органов отношение к вашим жалобам? Были вы допрошены? Каким вы представляете исход этого дела? Какие у вас имеются ожидания, и каким будет окончательное решение? 

- О действиях правоохранительных органов, конечно известно, о большем говорить не могу, чтобы не мешать расследованию. Мы правоохранительным органам представили те правонарушения, которые были совершены в отношении наших компаний. Вопрос в том, что руководству ЮКЖД наплевать на все законы. Они думают, что если представляют российскую компанию, то можно нарушать законы РА, нарушать основные пункты заключенных договоров. Если даже кто-либо осмелится подать в суд, за какое-либо правонарушение, и выиграть процесс, то это не проблема. Выплатят судом наложенные штрафы, и не исключено что эти суммы могут быть выплачены из инвестиционных денег, после чего они спокойно продолжат свой грабеж. Новые власти начали заниматься этой компанией основательно, и в ЮКЖД, понимая, что в этот раз на сделку не пойдут, пытаются всему этому дать другой подтекст: вбить клин в армяно-российские отношения, однако я думаю, что российские власти не могут спокойно смотреть на то, как разворовываются деньги инвестируемые российской стороной в инфраструктуру Армении. Я не знаю, насколько это является результатом моих жалоб-заявлений. Но понятно, что если мои жалобы, представленные факты были бы безосновательны, не дали бы им ходу. Теперь уже правоохранительные органы своими глазами видят, что творится на железной дороге. Годами железная дорога для прикомандированных российских чиновников была денежной кормушкой, и в этом принимали участие также армяне. Ни один из контролирующих органов даже не пытался поймать их за руки. Кто мог, тот и пытался получать личную выгоду от всего этого, наплевав на государственные интересы. Надеемся, что к ответственности привлекутся также те, кто годами прикрывал проводимый грабеж и самих грабителей.

- А какие правонарушения были по части ваших компаний?

- В 2018 году с нами был заключен договор на оказание типографических услуг, но пройдя месяц сотрудниками службы безопасности железной дороги-бывшим полковником и подполковником СНБ РА, которые были направлены со стороны гендиректора ЮКЖД господина Валько и начальника службы безопасности Дарбиняна, с нами была проведена «разборка». Почему говорим «разборка», потому что если мы допустили бы какое то нарушение, с нами должны были разобраться соответствующие органы. Что мы должны обсуждать с сотрудниками службы безопасности железной дороги, которые в разговорах озвучивали имена разных должностных лиц, пытаясь запугивать нас? После разговора с ними, уже на следующий день, без аннулирования договора, для того же дела объявляют тендер. Вы такое слышали? И мы поняли, что они пришли отнимать наше 21-годичное дело. Такой подход в отношении нас был начат в 2014 году со стороны Дарбиняна и бывшего гендиректора ЮКЖД Ребца, а в 2015 году от имени СНБ РА стал угрожать и управделами ЮКЖД бывший сотрудник СНБ РА Карен Антонян. В итоге часть наших дел, не имея договоров были переданы разным типографиям. Правоохранительные органы могут проверить и убедятся, что деньги были перечислены в другие фирмы не имея договора. В 2017 году Дарбинян лично встретился с нами, пытаясь втиснуть в наш бизнес компанию друга начальника областного управления СНБ РА полковника Левона Хачатряна с которым он в тесных отношениях. Однако убедившись, что эта мера не оправдала себя, они перешли к другой тактике. На встречах с нами Дарбинян представлялся как прикомандированный от ФСБ РФ, а другие как бывшие сотрудники СНБ РА. В 2014 году, имея с нами еще действующий договор, организовывают сомнительный тендер, нарушая все принятые ими же нормы конкурсной комиссии. Подделав мою подпись и еще несколько документов, нас выводят из процесса тендера и его дарят ООО «Ереванян базальт», принадлежавшему тогдашнему высокопоставленному чиновнику правоохранительной системы. Все эти документы наши «умные» партнеры с подписью Валько (Ребец оказался намного хитрее, и не поставил свою подпись) были отправлены нам, и мы сейчас этому делу дали ход.

- А Вы какие действия предприняли?

- Я сразу же обратился к средствам массовой информации, газете «Чоррорд ишханутюн», дал несколько интервью сайту vesti.am . В связи с этим нас пригласили в СНБ РА и провели в общей сумме 12-ти часовую «беседу» как со мной, так и с учредителем компании. Конечно это беседой нельзя называть, это скорее всего был допрос. Когда я сказал, что со стороны бывших сотрудников СНБ все это продолжается 5 лет, сотрудник СНБ РА с насмешкой мне ответил- господин Саакян, фактически вас угрожали от имени СНБ, но вы не были запуганы и здесь никакого правонарушения нет. По моему мнению это тоже самое, если бы на вас было совершено покушение, но вы не умерли а значит покушавшийся не виновен. Также в ходе этой беседы они были ознакомлены с имевшихся у нас в руках некоторыми документами, подделанными руководством ЮКЖД и бывшими сотрудниками СНБ, нам ответили, что здесь есть полные основания для возбуждения уголовного дела. Наши юристы все эти документы уже предоставили правоохранительным органам. Где написано, что если мы должны платить налоги, а нынешние и бывшие сотрудники СНБ получать зарплаты и пенсии из этих выплаченных налогов, имеют право от имени СНБ попытаться аннулировать наши контракты и присваивать их. Неужели наши компании зарегистрированы в офшорах? Нет, наши компании добросовестные налогоплательщики РА, наши сотрудники граждане РА! Как высказался наш премьер министр- неужели вы думаете, что коррупция бывает с рогами и хвостом что-ли? Это и есть настоящая коррупция.

- Пытались ли Вы побеседовать с руководством ЮКЖД, обратились к кому- либо из руководства?

- Кому обратиться из руководства ЮКЖД, если все это было организовано ими же. Такое ощущение, что они приватизировали железную дорогу, и как будто это их отцовский дом. Мы, уже 21 год как корпоративные партнеры с железными дорогами, имеем действующий договор, но нам запрещено входить в здание ЮКЖД. Вы можете представить себе подобное? С здешним руководством не беседовали, но наш учредитель в начале апреля выезжал в Москву и встретился с вышестоящим руководством российских железных дорог и сотрудниками службы безопасности ООО «РЖД», представил не только наши проблемы, но и целый пакет разоблачений, как руководство ЮКЖД грабит два государства одновременно. Речь идет о хищении средств как из бюджета РА в виде субсидий, так и инвестиционных денег РФ.

- Почему все это затягивается со стороны РФ?

- Не знаю почему затягивается, но могу высказать свое мнение. В марте-апреле, когда здесь еще не было революции, в России прошли выборы, сформировывалось новое правительство, после этого был футбольный чемпионат. Может быть поэтому и откладывались те мероприятия, о которых нам сообщали из высшего руководства РЖД. А может быть и причина совершенно в другом, не знаю. Но повторяю еще раз, что в ходе встреч с нами, подтвердили, что этот вопрос вернут в законное русло, утвердят порядок, потому что заинтересованы в улучшении армяно-российских взаимоотношений.

- Но Вы долгие годы работали с этой компанией, почему обострились эти взаимоотношения?

- Первая причина - это алчность руководства ЮКЖД, преследование личных выгод и безнаказанность, вторая причина скорее всего это наш ультиматум, предъявленный Валько.

На встрече с Валько, наш учредитель потребовал освободить от должности заместителя начальника ДЦФТО Владимира Легкого, который проводя митинг среди сотрудников своей службы в грубой форме высказывался, что Карабах это территория Азербайджана и вы (армяне) должны ее вернуть Азербайджану, как Россия должна вернуть Крым Украине.

На другой день Валько освободил Легкого, но на основании собственного заявления, не рискуя друга Ребца освободить своим приказом. Где были в то время наши правоохранительные органы, когда эта сволочь побывав два раза в командировке в столице Азербайджана Баку, может себе позволить проводить антиармянский «митинг»? Может нужно было вместо нас его допросить? Не хочу поддаваться эмоциям. После этой истории еще обострились взаимоотношения, начали преследовать наши компании, пытаясь разорвать договора и в некотором степени это им удалось. При этом, отметим, что все сотрудники железной дороги знают Владимира Легкого, который был призван заниматься писаниной кляузы на того железнодорожника, который не устраивал Ребца. По имеющимся сведениям Легкий фигурирует в некоторых уголовных делах на территории России, но с помощью того же Ребца он смог избежать ответственности.

- Господин Саакян, различные сотрудники железной дороги в прессе выступают с критикой, открытыми письмами, с интервью. Вы знакомы с этими сигналами?

- Я в настоящее время вижу, что некоторые бывшие сотрудники железной дороги активизировались, начали налево-направо критиковать руководство ЮКЖД. Но я вас уверяю, что 90 процентов из них, не имея специальность железнодорожника, имели причастность к грабежам в период работы на железной дороге. В то время даже в мыслях у них не было говорить о подвижном составе, о концессионном договоре и т.д., но почему-то сейчас стали знаменитыми экспертами и увидев инициативность нынешних властей-стараются не отставать от процесса. Почему-то в то время никому из них в голову не приходило говорить с какой целью делаете инвестиции на подвижной состав, ведь согласно договора инвестиции должны быть вложены в концессионные активы, а подвижной состав таковым не является. Весь подвижной состав Армении в результате договора между ЮКЖД и бывших властей передана в собственность ЮКЖД за 849 млн. драмов, и до сих пор по заявлению Валько на подвижной состав было вложено 66 млн. долларов или 26,9 млрд. драмов. Они на эти деньги ремонтировали, продавали, снова ремонтировали и т.д., и вроде придраться не к чему, потому что это их собственность. Где были эти так называемые псевдоэксперты? Скорее всего тогда они были хорошо обустроены и пользовались кормушкой, поэтому и молчали. Мы ваше прошлое хорошо знаем, имея факты.

Другие предприниматели есть, которые сталкивались с подобными проблемами?

- Да, имеем факты. Мы были свидетелями разговоров, когда господин Валько вызывает на бизнес беседу руководителей тех компаний, которые добросовестно выполняют свои договорные обязательства. Тот же Дарбинян многократно их же приглашал на чашку кофе в кафетерий гостиницы «Париж», для какой то непонятной беседы. После того, как руководители компаний партнеров отказываются от таких «бизнес» встреч, у этих компаний начинаются финансовые проблемы. Нарушаются договора, не выплачиваются деньги за проделанные работы. Таким же способом не выплачиваются наши деньги за проделанную работу за январь месяц.

Господин Дарбинян, кто дал вам право, будучи генералом-пенсионером и имея в кармане паспорт гражданина РФ, проводить подобные «беседы»… не боимся ни твоих пагонов, ни твоих лампасов.

- А как объясняют приостановку перевода денег?

- Ну потому что ЮКЖД имеет «величайшего бухгалтера всех времен и народов», у которой «случайно» теряются акты приема-сдачи, кого считает нужным, тому переводит деньги, наплевав на все договора.

- Как Вы видите развитие железной дороги, какой выход из этого хаоса?

- Проблемы, связанные с нашими компаниями, мы решим судом, а руководство железной дороги- генеральный директор, заместители, главный бухгалтер, начальники управлений, начальник службы снабжения, все должны быть в крайнем случае уволены. Кроме этого, они должны все награбленные деньги до последней копейки вернуть на место. Наше правительство должно установить серьезный контроль в данной стратегически важной структуре.

После встреч и бесед в Москве мы убеждены, что российские правоохранители и в руководстве РЖД тоже заинтересованы в исправлении сложившееся ситуации, которая приносит вред армяно-российским отношениям. Фамилии тех сотрудников РЖД, с кем мы встречались, готовы передать властям Армении.