Очевидным фактом является то, что в период 1991–2018 годов Армения являлась значимым фактором в регионе, с которым считались как региональные, так и внерегиональные игроки. Об этом написал член Исполнительного органа Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.
«Армения была фактором прежде всего благодаря армянскому Арцаху. Армения была государством, когда существовал армянский Арцах, безопасность которого гарантировала именно Республика Армения. И это совершенно иной субъект по сравнению с Арменией без Арцаха.
В октябре 2022 года Пашинян, признав Арцах неотъемлемой частью Азербайджана, очевидным образом ослабил субъектность Республики Армения.
Во-вторых, усиление субъектности Армении было обусловлено также армяно-иранской границей и полным контролем Армении над дорогами в Сюнике. Фактически передав дороги Сюника под внешнее управление, Пашинян уступил субъектность Армении и способствует реализации проекта так называемого "пантуранистского коридора", независимо от того, как он будет называться.
В-третьих, Армения являлась серьёзным региональным фактором и благодаря Армянской атомной электростанции. Не случайно Азербайджан и Турция на протяжении десятилетий не жалели усилий, чтобы добиться её закрытия.
Сегодня режим Пашиняна, одобрив неэффективную и необоснованно дорогую программу строительства модульных станций, фактически движется по пути закрытия Армянской АЭС, ещё больше ограничивая энергетическую независимость Республики Армения.
И, в-четвёртых, существенный вклад в региональную и международную субъектность Армении вносила Армянская Церковь. Ведя борьбу против Армянской Церкви и Католикоса, режим идёт по пути её ослабления и раскола.
Это факты, которые наглядно демонстрируют шаги нынешних управленцев Армении по превращению государства из фактора в инструмент.
Режим не приносит суверенитет, а фактически передаёт Республику Армения под внешнее управление, в котором серьёзную роль может играть и Турция», — заявил Шармазанов.









