Политолог Сурен Суренянц написал:
Что на самом деле означает заявление Эрдогана для Армении
Президент Турции Реджеп Эрдоган, выступая на 16-й конференции послов, заявил, что Турция продвигает процесс нормализации отношений с Арменией посредством скоординированного взаимодействия и постоянного диалога с Азербайджаном.
По его словам, Южный Кавказ, который на протяжении многих лет был лишён устойчивого мира, сегодня стоит перед историческим рубежом.
Эрдоган отметил, что Армения и Азербайджан как никогда близки к подписанию мирного договора, добавив, что параллельно с этим Турция также предпринимает шаги в направлении нормализации отношений с Арменией.
По его утверждению, с Божьей помощью уже в начале следующего года возможно осуществление ряда «символических шагов».
Данное заявление позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых, Турция по-прежнему рассматривает армяно-турецкие отношения не как самостоятельную повестку, а как производное от армяно-азербайджанского процесса.
Иными словами, реальную нормализацию отношений с Ереваном Анкара увязывает исключительно с подписанием мирного договора между Арменией и Азербайджаном — по модели, предлагаемой Баку.
Во-вторых, упомянутые Эрдоганом «символические шаги» трудно расценивать как институциональный или содержательный прогресс в армяно-турецких отношениях.
Скорее всего, речь идёт о демонстративных и ограниченных инициативах, направленных на укрепление внутриполитических и предвыборных позиций действующей власти Армении, в частности Никола Пашиняна, за счёт имитации внешнеполитического «прогресса».
Символические жесты со стороны Турции (например, открытие границы для граждан третьих стран, прямые авиарейсы, восстановление железнодорожного сообщения или иные незначительные шаги) могут позволить Пашиняну продемонстрировать внутренней аудитории «видимый результат».
Однако это не является односторонним процессом: Эрдоган также заинтересован в получении конкретных выгод, в частности в открытии так называемого Зангезурского коридора.
Скорее речь идёт о взаимной выгоде, а не исключительно о поддержке внутриполитической повестки Пашиняна.
В-третьих, на данном этапе Турция стремится одновременно решить три задачи:
Под прикрытием мирной риторики Турция продолжает действовать в логике жёсткой взаимосвязанности, в рамках которой Армения рассматривается не как равноправный партнёр, а как объект управляемого процесса.









