Заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна в отношении Католикоса всех армян Гарегина Второго являются вмешательством государства во внутреннюю жизнь Церкви, а акцент на безразличие общества в этих вопросах предполагает, что власть выбрала путь давления. Об этом на своей странице в Фейсбук пишет политолог Сурен Суренянц, касаясь последних заявлений Пашиняна в отношении Католикоса.
Политолог обратил внимание, что спустя более пяти месяцев после начала антицерковной кампании, Пашинян с удивлением констатирует, что армянской общественности нет дела до того, есть у Католикоса дети или нет. Суренянц пояснил, что Пашинян постоянно ссылается на мнение народа, чтобы обосновать продвигаемый им процесс "духовного обновления". "Однако теперь премьер-министр и сам признает, что общество равнодушно к тем обвинениям, по которым власть пытается оправдать свои шаги против ААЦ. Хотя, нужно признать, что это фактически никак не меняет цель правящего режима", - считает эксперт.
Со слов Суренянца, заявления армянского премьера о том, что сегодня "Ктрич Нерсисян" (мирское имя Католикоса - ред.) не является Католикосом, а Армянская Апостольская церковь не имеет Католикоса, затрагивает важную проблему. Как пояснил политолог, возникает вопрос, в какой компетенции глава государства использует свою должность для сбора информации о личной жизни граждан, особенно учитывая, что интерес власти к личной жизни духовенства противоречит как закону о неприкосновенности частной жизни, так и принципу светского государства. "Пашинян фактически признает, что его антицерковная инициатива не находит отклика в обществе. Безразличие в обществе свидетельствует о том, что армянский народ не воспринимает навязываемые ему темы. Однако Пашинян рассматривает это не как общественную позицию, а как препятствие, которое необходимо "исправить", - обращает внимание Суренянц.
По его словам, а заявление премьер-министра Армении о том, что у страны "нет Католикоса" противоречат статье 17 Конституции Республики, в которой подчеркивается, что государство отделено от ААЦ, а значит статус Католикоса определяется церковными правилами и Пашинян не имеет абсолютно никаких полномочий в этих вопросах. "Со слов же премьер-министра выходит, что если общество "не реагирует", то власти могут интерпретировать это как возможность пойти на более жесткие, силовые шаги. Это может перерасти в новое давление, возбуждение новых сфабрикованных дел против духовенства и новой попытки контроля над ААЦ. То есть, заявления Пашиняна свидетельствуют о том, что политика, проводимая в отношении Церкви, является не общественным требованием, а антиконституционной повесткой, сформированной властями", - подчеркнул политолог.
Как результат, по его словам, риску подвергаются автономия Церкви, стабильность конституционных институтов и естественный баланс отношений между государством и Церковью.
Отметим, что 6 ноября, на брифинге с журналистами премьер-министр заявил, что "Армянская Апостольская церковь сегодня не имеет Католикоса". А затем удивился тому, что журналистов не интересует вопрос, есть ли у Католикоса ребенок или нет.









