Foto

Окампо: Рабочая группа ООН должна признать недействительным своё заключение по Рубену Варданяну

Экс-прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо обнародовал результаты своего расследования, связанного с заключением № 46/2024 Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям (WGAD, РГД) «Рубен Варданян против Азербайджана», которое было опубликовано 17 февраля 2025 года.

В заключении сделан вывод о том, что задержание Рубена Варданяна Азербайджаном не было произвольным.

В своей экспертной оценке Луис Морено Окампо подчёркивает, что иную точку зрения изложил Верховный комиссар ООН по правам человека  Фолькер Тюрк во время своего выступления в Совете по правам человека 3 марта 2025 года.

В частности,  Тюрк потребовал, чтобы «все лица, произвольно задержанные в Азербайджане, включая этнических армян, были немедленно освобождены, а права на справедливое судебное разбирательство должны быть полностью соблюдены».

Луис Морено Окампо, первый прокурор Международного уголовного суда, провел открытое расследование беспристрастности  Ганны Юдковской, нынешнего председателя-докладчика Рабочей группы  ООН, в отношении заключения № 46/2024 в отношении Рубена Варданяна  и других дел против Азербайджана.

«Есть основания полагать, что госпожа  Ганна Юдковская, украинский юрист, назначенный в WGAD в октябре 2022 года, должна была воздержаться от рассмотрения всех дел, переданных на рассмотрение Рабочей группы ООН против Азербайджана. Короче говоря, у нее возник конфликт интересов, связанный с ее профессиональной деятельностью в качестве активного партнера юридической фирмы Equity, которая в течение многих лет предоставляла юридические услуги и представляла интересы Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (SOCAR). Это устанавливает прямую финансовую связь между ней и правительством Азербайджана, участвующим в разбирательстве по делу о заключении 46/2024. Эта ситуация противоречит статьям 3(a), 3(d), 3(e) и 3(i) Кодекса поведения, который предписывает независимость, беспристрастность, добросовестность и запрет на получение личной выгоды, а также Положению 2(h) ST/SGB/2002/9, который требует отвода в тех случаях, когда финансовые интересы пересекаются с функциями Организации Объединенных Наций», - подчёркивается в заключении Луиса Морено Окампо.

По словам экс-прокурора МУС, её нераскрытие этой роли или воздержание от связанных с ней разбирательств также является нарушением пункта 5 Методов работы Рабочей группы, который предусматривает отвод в случаях, когда существует конфликт интересов.

Кроме того, Ганна Юдковская взяла самоотвод в делах, связанных с Россией, но присоединилась к мнению Рабочей группыоРубенеВарданяне, лица, против которого Украина ввела санкции за его предполагаемые связи с Россией.

«Кроме того, она стала соучредителем the War Damage Institute LLC, украинской юридической фирмы, связанной с Equity Law Firm, специализирующейся на ущербе, причиненном вторжением России. Такое избирательное применение обязательства воздерживаться от голосования подрывает беспристрастность, что противоречит статье 3(а) и статье 5 Кодекса поведения (обязанность соблюдать беспристрастность и торжественное провозглашение независимости). Наконец, муж Анны Юдковской, украинский политик, на арест которого выдан ордер на коррупцию, связанную с делом в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) (когда Юдковская была там судьей), как сообщается, имеет прочные личные и политические связи с Азербайджаном. Он заявил в СМИ, что «без сомнения, Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана»», - пишет Окампо в своём заключении.

Он подчёркивает, что дело Рубена Варданяна напрямую связано с нападением Азербайджана на население Нагорного Карабаха, и, естественно, оно связано с делом против Азербайджана.

«Согласно статье 3(i) Кодекса поведения, мандатарии должны воздерживаться от того, чтобы семейные связи приводили к конфликту интересов, а в соответствии со статьей 12(b) они должны избегать поведения, подрывающего признание их независимости. Как следствие, есть разумные основания полагать, что мандатарий Ганна Юдковская не участвовала в делах, связанных с Азербайджаном, включая ее заключение. Постановление № 46/2024 нарушает методы работы Рабочей группы по произвольным задержаниям (A/HRC/36/38), пункт 5 и статьи 2, 3, 5, 12 и 15 Кодекса поведения мандатариев специальных процедур Совета по правам человека (A/HRC/RES/5/2) и Положения, регулирующие статус, основные права и обязанности должностных лиц (ST/SGB/2002/9), в которых четко указано, что обладатели мандатов должны действовать независимо, беспристрастно и без внешнего влияния, и которые требуют от них самоотвода в случае возникновения конфликта интересов», - отмечается в экспертном мнении экс-прокурора МУС.