Председатель партии «Светлая Армения» Эдмон Марукян заявил:
«Самвел Карапетян и архиепископ Микаел Аджапахян, согласно критериям, установленным в резолюции ПАСЕ, являются политическими заключёнными.
Принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы в 2012 году резолюция №1900 чётко определяет, кто может считаться политзаключённым. Согласно пяти установленным критериям, лицо признаётся политическим заключённым, если его лишение свободы:
– связано с нарушением свободы выражения мнений, убеждений или свободы собраний;
– обусловлено исключительно политическими мотивами;
– является несоразмерным, дискриминационным или результатом несправедливого судебного разбирательства.
Ниже представлены эти критерии:
а) Если лишение свободы осуществлено с нарушением фундаментальных гарантий, закреплённых в Европейской конвенции по правам человека и её протоколах — в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнения и информации, свободы собраний и объединений.
б) Если арест произведён исключительно по политическим причинам, без связи с каким-либо преступлением.
в) Если срок или условия содержания под стражей, обусловленные политическими мотивами, явно несоразмерны предполагаемому деянию, в котором лицо подозревается или обвиняется.
г) Если лицо было арестовано по политическим мотивам дискриминационным образом по сравнению с другими.
д) Если лишение свободы является результатом явно несправедливых процедур, вызванных политической мотивацией властей.
Исходя из этих критериев, очевидно, что в случае с Самвелом Карапетяном и архиепископом Микаелом мы имеем дело с фактами именно политического преследования. Их преследуют не за совершение преступления, а за высказанные ими мнения, интервью и публично выраженные взгляды. Поспешный приговор Микаелу Аджапахяну к двум годам лишения свободы, а также незаконное уголовное преследование и арест Самвела Карапетяна свидетельствуют о том, что в Армении складывается опасная ситуация — властями преследуются и подавляются инакомыслие, нарушаются права человека, демократические принципы и верховенство права.
Сопоставляя эти факты, можно с полной уверенностью заявить: данные случаи являются чётким показателем демократического регресса и откровенного нарушения свободы слова».