На днях "европейская тройка" – Британия, Франция, Германия – возобновила санкционное давление на Иран. Чем на сей раз это грозит стране и региону Южного Кавказа в целом? В эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения ситуацию комментирует известный российский политолог-иранист Каринэ Геворгян. Для безопасности в регионе нужна стратегическая глубина и военная логистика
"Во-первых, я уверена, что "гениальный" план Трампа под названием "Совет Мира по Газе" напрямую связан с давлением Запада на Иран. И второе: на сей раз Иран, как бы это ни было удивительно, к подобному развитию событий серьезно подготовился — при помощи и при поддержке стран Азии и России. И еще: сложившаяся ситуация является очередным доказательством того, что колонизированную американцами Европу просто отключают от Азии, и от Ирана в том числе", — считает эксперт.
Что касается того, как отразится санкционная политика Запада на ситуации на Южном Кавказе в целом, где Иран является одним из главных геополитических игроков, то прогнозы политолога не самые оптимистичные. "Например, касательно Армении я могу сказать только одно, — говорит Каринэ Геворгян. — Это маленькая страна с очень небольшой стратегической глубиной. Единственное преимущество — сложный рельеф, но сейчас дело не в этом".
Следует понимать, отмечает она, что безопасность Армении всегда будет зависеть от того крупного игрока-претендента на регион, который располагает серьезной военной логистикой. И это не Франция — у нее нет военной логистики от слова совсем. У США эта логистика вроде бы есть, однако с очень небольшим ресурсом, потому что база на Арарате — это всего лишь база слежения. Так что более-менее остаются Иран и (сейчас несколько ограниченно) Россия, уверена наша собеседница.
Британские кураторы Анкары и Баку пытаются "хаотизировать" регион
"Не хотелось бы никого пугать, — говорит Геворгян, — однако шаги, которые сейчас предпринимает и на геополитическом поле, и в самом регионе официальный Баку, свидетельствуют о том, что его британские кураторы любой ценой хотят развязать войну. Сейчас в Азербайджане идет практически открытая подготовка к боевым действиям. Заставят ли Турцию "вписаться" в эту авантюру при условии, что Эрдогану это не с руки? Увидим в ближайшей перспективе".
У Эрдогана, утверждает политолог, особого ресурса для ведения военных действий на Южном Кавказе попросту нет. Он требует, чтобы западные партнеры обеспечили его и финансами, и военной техникой, и технологиями. США и ЕС предоставить это все пока не в состоянии, но надежды уломать турецкого лидера не теряют. Если смогут, то для Турции это будет означать войну с Ираном, утверждает Геворгян.
Во всяком случае уже можно не сомневаться в одном: сверхзадача Запада состоит в том, чтобы заставить всех в регионе воевать. Они хотят, если можно так выразиться, "хаотизировать" это пространство — регион Южного Кавказа — с далеко идущими последствиями, уверена Геворгян. Однако прогнозировать даже на ближайшую перспективу никто не рискнет. Хотя бы потому, что ситуация крайне нестабильна, и в любой момент все может развернуться на 180 градусов.
В плане континентальной логистики у Армении серьезные позиции
Если говорить о причинах нынешнего геополитического кризиса, сотрясающего мир, то одной из них политолог называет глобальную межконтинентальную логистику. И оказывается, что проблематика Южного Кавказа с этими мировыми трендами связана напрямую. Сложившаяся ситуация диктует необходимость создания множества сухопутных коммуникаций, утверждает эксперт.
"Веками вся международная торговля была завязана на морских коммуникациях, а это было выгодно компаниям лондонского Сити, которые все это дело страховали. А сухопутные коммуникации были заброшены. Сейчас же маятник качнулся в обратную сторону. Вот у той же Армении нет выхода к морю, зато в плане континентальной логистики страна занимает очень серьезное положение", — отмечает политолог.
Этот фактор дает стране хорошие шансы для сохранения ее суверенитета в нынешней непростой ситуации, утверждает Геворгян. И вовсе не потому, что в самой Армении налицо воля и желание отстоять этот суверенитет — этого политолог как раз не видит. Просто на данный момент это может быть весьма выгодно серьезным крупным геополитическим игрокам.