Foto

Ованнисян։ кто убедил Армению пойти по пути трагедии?

Член группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян написал:

Кто убедил Армению пойти по пути трагедии?

Согласно публикациям британской прессы, бывший премьер-министр Борис Джонсон использовал свои политические связи, полученные благодаря занимаемой должности, в личных целях — ради заработка. Причём, безо всякой избирательности — от арабских шейхов до венесуэльского лидера Мадуро. Также сообщается, что после отставки Джонсон брал деньги за возможность сфотографироваться с ним.

И вот этот человек (а возможно, и другие подобные ему) убедил власти Украины не подписывать Стамбульские соглашения, продолжить войну — с последствиями в виде разрушенного государства, миллионов погибших и десятков миллионов искалеченных судеб. Таким людям чужие жизни безразличны, страдания других народов не входят в их список приоритетов.

Очевидно, что другие «джонсоны» убеждали и действующее руководство Армении принять решения, приведшие нас к трагедии. Кто убедил власти Армении:

  1. Отклонить и скрыть от народа предложение о мирном урегулировании конфликта, сделанное в 2019 году, тем самым открыв прямую дорогу к войне?

  2. Отказаться от предложения о скором прекращении войны?

  3. Признать Арцах частью Азербайджана, после чего депортация армян стала лишь техническим вопросом?

Эти три пункта — звенья одной трагической, но логичной цепи. Конечно, между ними было множество других, видимых и невидимых решений, но именно они составляют стержень произошедшей катастрофы.

Вопрос «Кто убедил?» — жизненно важен для нас. За ним следует целая цепочка других ключевых вопросов. Это — ключ к пониманию того, что произошло, как стала возможной наша трагедия. Но это также и отправная точка, позволяющая понять, как двигаться дальше, как организовать послевоенное восстановление государства и общества, как избежать продолжения кровавого сценария, предусматривающего для нас потерю государственности и превращение в армянский «резерват» на окраине Еревана.

Как в летнюю жару, во время отпусков, было подписано очередное одностороннее решение — без какого-либо общественного или политического обсуждения, без консенсуса, а главное — без сопротивления, — так же будут подписываться и следующие документы, формирующие новые фазы нашей трагедии.

Позорный крах нашего политического мышления и форматов действия заключается в том, что вот уже 4–5 лет мы не в состоянии сформулировать, выделить и донести до собственного народа, превратить их в предмет общественного запроса.

За этими вопросами — не только политика и сложные геополитические игры. За ними стоит огромная эмоция, безграничная человеческая трагедия. И именно эта эмоция в конечном счёте сформулирует непреклонное требование перемен, но в то же время зафиксирует интеллектуальную пустоту нынешнего политического мышления.

Задача сил, претендующих на формирование новой власти, — не позволить этой эмоции стать всего лишь предметом скорби, а, учитывая её, найти реальные политические решения.