Интервьюпосла России в Армении С.П.Копыркина газете «168 жам» (168.am). https://ru.168.am/2025/05/03/35426.html
Господин посол, какие ключевые вызовы стоят перед союзническими отношениями Армении и России? Какие шаги Россия ожидает от армянской власти для укрепления двусторонних отношений? Ожидается ли пересмотр двустороннего договора о военном сотрудничестве?
Начну с базовых вещей: Армения – наш близкий союзник и ключевой экономический партнер в Закавказье. Этот массив многогранных двусторонних связей необходимо неустанно укреплять и обновлять, адаптируя к быстро меняющимся реалиям в регионе и в мире.
Российско-армянские отношения находятся на этапе взросления. Эти процессы идут непросто, но главное, что Москва и Ереван взаимно стремятся преодолевать все возникающие трудности по партнерски, в союзническом ключе, путем открытого и доверительного диалога на всех уровнях.
Наши лидеры поддерживают прямые контакты, регулярно созваниваются. В конце января Министр иностранных дел Армении А.С.Мирзоян провел продуктивные и полезные переговоры с российским коллегой С.В.Лавровым в Москве. 17 апреля Председатель Национального собрания Армении А.Р.Симонян находился в Санкт-Петербурге для участия в заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ, «на полях» которого провел беседу с Председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко, по итогам которой ожидается ее приезд в Ереван в начале июня. Активно продолжаются межведомственные контакты.
В России привержены всемерному укреплению нашего союзнического взаимодействия, равно как и всем своим обязательствам в сфере совместной обороны как в двустороннем формате, так и по линии ОДКБ, членом которой Армения остается.
Что касается вызовов, то выделю тот факт, что наши страны отрыто и грубо пытаются «растащить», рассорить. Для решения этой неблаговидной задачи в ход идут различные политические манипуляции, информационные операции, попросту прямая ложь и клевета. Кто за этим стоит хорошо известно, как и их одержимость «стратегическим поражением России». Рассчитываем на мудрость армянского народа, который прекрасно понимает, кто ему настоящий друг, а кто недруг.
Каковы долгосрочные интересы России в регионе Южного Кавказа?
Я бы не стал отделять Россию от Южного Кавказа. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что наша страна – его неотъемлемая часть, а значит является непосредственным участником всех протекающих в нем процессов. География, история и объем наших связей с закавказскими государствами предопределяют жизненную потребность для России в прочном мире и стабильности в регионе, в его экономическом процветании, раскрытии его транспортного потенциала. Логичным следствием этого является заинтересованность России в надежно защищенной и экономически прочной государственности Армении.
В русле этой позиции мы готовы прилагать все усилия, чтобы содействовать нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Российская сторона приветствовала завершение согласования текста мирного договора. Выразила готовность помогать продвижению процесса примирения и решению оставшихся спорных вопросов в тех формах и объемах, которые будут востребованы самими сторонами. Всегда рады предоставить нашу площадку для обсуждения вопросов, связанных с выходом на подписание мирного договора, разблокированием транспортных коммуникаций в регионе, делимитацией и демаркацией межгосударственной границы, гуманитарной проблематики и т.д.
Какой формат сотрудничества Россия предлагает для стабилизации ситуации в регионе? Возможен ли новый формат безопасности с участием России, Ирана и Армении?
Нам не нужно ничего изобретать. Существует формат взаимодействия на высшем уровне между Россией, Арменией и Азербайджаном, по итогам деятельности которого накоплен массив комплексных заявлений 2020-2022 гг. По решению лидеров в январе 2021 г. учреждена Трехсторонняя рабочая группа по разблокированию экономических и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе под сопредседательством вице-премьеров.
Наряду с этим российская сторона неоднократно выражала свою точку зрения о том, что судьбу и будущее Южного Кавказа должны определять страны региона и их соседи. Ключ к процветанию и стабильности Закавказья – инклюзивный диалог, поиск взаимоприемлемых ответов на все возникающие вопросы и нейтрализация попыток внешних сил втянуть регион в чужие геополитические схемы.
Действуя в русле этого понимания мы активно содействовали созданию платформы регионального сотрудничества «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия с одной стороны, Россия, Иран, Турция – с другой). Прошло уже два заседания на уровне министров иностранных дел. Грузины пока присматриваются, но до них доведено, что все участники ждут их за столом переговоров. Следующие встречи должны состоятся в Ереване и в Баку, в порядке очередности, который определят сами стороны. В этом же кругу по мере созревания необходимых условий вполне можно обсуждать и вопросы региональной безопасности.
Взаимодействие в рамках этой платформы можно усилить контактами в формате Россия, Армения и Иран для обсуждения перспективных экономических и транспортных проектов, вопросов внешнеполитической координации и культурно-гуманитарных тем при том понимании, что эти дискуссии будут дополнять, а не подменять собой двусторонние договоренности и работу в рамках устоявшихся региональных форматов.
Какова роль Запада в регионе с точки зрения Москвы, и как это влияет на российскую политику? Насколько серьезно Россия воспринимает заявления армянских властей о расширении связей с ЕС и США?
Прежде всего хотел бы предостеречь от транслирования стереотипных мнений о том, что Россия по определению против любой западной активности и присутствия западных стран. Отнюдь нет. Для нас принципиально важно, с какими истинными целями и задачами внешние игроки приходят на Южный Кавказ.
К сожалению, мы давно фиксировали, что за благостными декларациями западных государств, активничающих в регионе, скрываются недобрые замыслы. Впрочем, их официальные представители сами оформили «явку с повинной» вскоре после начала Специальной военной операции на Украине. Официальные лица Государственного департамента США, ЕС и его государств-членов «сбросили маски» и начали открыто заявлять, что намерены добиваться снижения «злокачественного» влияния России, а также Ирана и Китая на Южном Кавказе. С этим связаны их нацеленность на разрушение союзнической связки Еревана с Москвой под предлогом помощи армянским партнерам в «диверсификации отношений».
Армения как суверенная страна, безусловно, имеет полное право развивать отношения с кем пожелает. При этом мы обоснованно рассчитываем, что наши армянские союзники не позволят русофобским силам на Западе использовать свою прекрасную страну для открытия в регионе «второго фронта» противостояния с Россией, а также не станут подрывать свое участие в динамично развивающихся процессах евразийской интеграции.