Самое разрушительное землетрясение в Турции с 1939 года вызвало серьезные вопросы о том, можно ли было избежать такой масштабной трагедии и могло ли правительство президента Эрдогана сделать больше для спасения жизней, пишет BBC News.
«На горизонте выборы, на кону его будущее после 20 лет пребывания у власти, а его призывы к национальному единству остались без внимания», - отмечает британское СМИ.
При этом, как отмечает ВВС, похоже, он винит в произошедшем судьбу.
СМИ приводит в пример слова президента Турции, посетившего одну из зон бедствий: «Такие вещи случались всегда. Это часть плана судьбы».
«Турция расположена на двух линиях разлома, и строительные нормы, касающиеся землетрясений, действуют более 80 лет. Но двойное землетрясение, произошедшее в прошлый понедельник, было гораздо более сильным, чем что-либо виденное с 1939 года. Первое землетрясение магнитудой 7,8 было зарегистрировано в 04:17, за ним последовало еще одно магнитудой 7,5 в десятках миль от места происшествия.
Это потребовало масштабной спасательной операции, охватившей 10 из 81 провинции Турции.
Но для принятия ответных мер потребовалось время, и до некоторых деревень нельзя было добраться в течение нескольких дней. В конечном итоге прибыло более 30 000 человек, как профессионалов, так и добровольцев, а также команды из многих других стран.
Более 6000 зданий рухнули, и работники турецкого управления по борьбе со стихийными бедствиями Afad сами пострадали от землетрясений.
Эти первые часы были критическими, но дороги были повреждены, и поисково-спасательные команды с трудом пробивались ко второму или третьему дню.
Турция имеет больше опыта землетрясений, чем почти любая другая страна, но некоторые считают, что на этот раз помешала политика.
После последнего крупного землетрясения в августе 1999 года операцию возглавили вооруженные силы, но правительство Эрдогана стремилось ограничить их власть в турецком обществе.
Вместо этого теперь эту роль выполняет управление по борьбе с гражданскими бедствиями Турции со штатом в 10-15 000 человек, которому помогают неправительственные группы, такие, например, как фонд Akut, насчитывающий 3000 добровольцев.
Эрдоган признал, что поисковые работы были не такими быстрыми, как хотелось правительству, несмотря на то, что в Турции сейчас находится «самая большая поисково-спасательная команда в мире».
В течение многих лет турок предупреждали о возможности сильного землетрясения, но мало кто ожидал, что оно произойдет вдоль Восточно-Анатолийского разлома, который простирается через юго-восточную Турцию, потому что большинство крупных подземных толчков пришлись на разлом на севере.
Когда в Элязыге, расположенном к северо-востоку от зоны бедствия, в январе 2020 года произошло землетрясение, инженер-геолог профессор Наси Горур из Стамбульского технического университета предсказал более позднее землетрясение к северу от Адиямана и города Кахраманмарас.
«Я предупредил местные органы власти, губернаторов и центральное правительство. Я сказал: «Пожалуйста, примите меры, чтобы ваши города были готовы к землетрясению». Поскольку мы не можем их остановить, мы должны уменьшить причиненный ими ущерб», - рассказал Горур.
Один из ведущих специалистов Турции по сейсмостойкой технике, профессор Мустафа Эрдик, считает, что высокая смертность вследствие землетрясения произошла из-за несоблюдения строительных норм, и он винит в этом невежество и некомпетентность строительной отрасли.
«Мы допускаем повреждения, но не такого рода, когда полы громоздятся друг на друга, как блины», - рассказал он ВВС. - Это должно было быть предотвращено, и это приводит к таким жертвам, которые мы видели».
Согласно турецким правилам, обновленным в 2018 году, высококачественный бетон должен быть усилен ребристыми стальными прутьями. Вертикальные колонны и горизонтальные балки должны быть способны поглощать воздействие подземных толчков.
По его мнению, если бы соблюдались все правила, колонны сохранились бы в целости и сохранности, а ущерб был бы нанесен только балкам. Вместо этого колонны подломились, и этажи рухнули друг на друга, что привело к большим жертвам.
Много говорилось о неудачах в обеспечении соблюдения ужесточенного строительного кодекса Турции, и министр юстиции заявил, что любой, кто будет признан виновным в халатности, будет привлечен к ответственности.
Но критики правительства, такие как лидер оппозиционной Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу, утверждают, что после 20 лет пребывания у власти правительство президента Эрдогана так и не подготовило страну к землетрясениям.
Один большой вопрос заключается в том, что случилось с крупными суммами, собранными с помощью двух «налогов солидарности при землетрясении», введенных после землетрясения 1999 года. Эти средства предназначались для того, чтобы сделать здания устойчивыми к землетрясениям.
Один из налогов, уплачиваемых по сей день операторами мобильной связи, радио и телевидением, принес в государственную казну около 88 миллиардов лир (4,6 млрд. долларов). Два года назад он даже был повышен до 10%. Но правительство так и не объяснило полностью, куда были потрачены эти деньги.