У заинтересованного слоя общественных деятелей и обеспокоенной общественности нет никаких ожиданий от власти. Отношение к власти четкое. Об этом написал в своей статье эксперт группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян.
Он, в частности, отметил:
«Есть ли надежда на оппозицию? Конечно, есть. В конце концов, это тот слой, который дал свои голоса в основном оппозиции и во многих вопросах помогал ей.
Сразу же возникает два вопроса:
1.имеется ли гарантия того, что оппозиция в одиночку оправдает ожидания? Конечно, нет;
2.что мы подразумеваем под оппозицией? Насколько эффективны нынешние форматы оппозиции?
В этих условиях резко возрастает роль общественных деятелей и общественных лиц. Хочу подчеркнуть, что речь идет о тех общественных лицах разных сфер (политологической, экспертной, профессорско-преподавательской, культурной и т. д.), которые, как правило, имеют гражданскую позицию.
Какие вопросы должна решить общественная элита в этот судьбоносный момент?
Вопрос первый
Давление на власть, надо вынудить ее раскрыть все скобки: о чем вы говорите, о чем ведете переговоры, что обсуждаете, о чем уже договорились, что держите в секрете и т. д.? Судьба армянского народа и нашего государства не может решаться в закрытых комнатах, несколькими людьми. Когда-то мы слышали фразу «что нужно, о том и переговариваемся», что привело к национальной катастрофе. Допустить это во второй раз нельзя. Так что надо поднять огромную волну давления, раскрыть скобки, и это является миссией общественных лиц.
Вопрос второй
Надо начать межэлекторальный диалог. Это не тот вопрос, который должен разделять наше общество, рассеянный по миру армянский народ. Восстановление армянского ресурса должно начаться с примирения трех крупных электоратов - 680 000 проголосовавших за Никола, 400 000 отвергнувших Никола и 800 000 оставшихся дома. У всех этих людей одна Родина, которая сейчас находится перед исторической угрозой. И задача общественных деятелей - начать этот диалог, способствовать разрушению вражды и баррикад. У нас нет другого пути. Кто сделает наоборот, тот, значит, работает созвучно паре Эрдоган-Алиев.
Вопрос третий
Дать четкие формулировки грозящим нам рискам, обозначить красные линии, за которые мы не имеем права переходить, дать видение Армении и Арцаха, нашей Родины, на ближайшие годы.
Вопрос четвертый
Приостановить манипуляции властей. В какой-то момент власть прибегнет к своему известному стилю - искажению реальности. Она станет распространять тезис о том, что «противники мирной эпохи ведут народ к новой войне».
Никто не хочет войны и никто не поведет к войне.
Альтернативой этой «эпохе мира» является установление нормальных достойных отношений с соседями, безопасность Армении и Арцаха, установление справедливого мира.
Вопрос пятый
Обеспечить в общественном сознании альтернативное содержание действующей власти. К сожалению, имеется вероятность того, что в этот решительный момент существующие оппозиционные форматы пойдут по пути простой противовластной кампании, где важное значение будет придаваться форме, а не содержанию. Это очень опасно, потому что в этом случае власть будет успешней.
Задача общественных элит состоит в том, чтобы сформулировать правильное содержание, дать идеи и формулы «антивласти», создать общественную атмосферу, соразмерную ситуации и естественным путем, исходя из ситуации, создать новые политические течения и форматы.
Наш ресурс успеха
В последние 2-3 года сформировался новый общественный слой - образованные граждане, осознающие интересы государства. Сформировавшееся в западных медресе «гражданское общество», считающее Родину как условное понятие, в результате постигших нас болезненных событий сменилось личностями, обладающими знаниями, опытом и гражданской позицией. Сейчас необходимо, чтобы голос этих людей изменился, чтобы он стал громче, чем просто индивидуальное слово. Это должно стать программой, движением, получить более серьезное содержание.
Если в Армении есть 200 000 человек, которые хотят иметь государство и армянский Арцах, то это обязательно будет. В ходе обсуждения «Армянской повестки» Давид Арутюнян выразил мнение о том, что для изменения ситуации достаточно и активных 2% общества. Наша задача состоит в том, чтобы стать этими самыми 2%, объединить 200 000 человек».









